Маркировка товара - процесс нанесения специальных средств идентификации, который позволяет проследить путь товара от производства или импорта до конечной продажи. В качестве средств идентификации на территории Узбекистана используется код Data Matrix.
Маркировка товаров способствует снижению контрафакта, увеличивает прибыль честного бизнеса, повышает доверие к производителям и дает покупателям инструмент для самостоятельной проверки продукции.
Обязательная цифровая маркировка товаров предусмотрена решениями Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан. На данный момент обязательной маркировке подлежат следующие товарные группы:
За нанесение кодов маркировки ответственны производители и импортеры - для того чтобы начать маркировку товаров, данным участникам оборота товаров необходимо выполнить 5 шагов:
- Шаг №1. Регистрация в системе маркировки
- Шаг №2. Регистрация товаров в Реестре маркируемых товаров
- Шаг №3. Работа с лицевым счетом: заказ и оплата кодов маркировки
- Шаг №4. Нанесение кода маркировки
- ШАГ №5. Ввод товаров в оборот
Шаг №1. Регистрация в системе маркировки
Вся работа с маркированным товаром осуществляется в НИС «Asl Belgisi» - национальной информационной системе цифровой маркировки и прослеживания продукции. Для того чтобы начать работу с маркировкой, необходимо подать заявку на регистрацию в системе маркировки.
Механизм регистрации:
- Пройти проверку на соответствие требований к ПО;
- Оформить заявку на регистрацию и отправить её.
С подробной инструкцией для регистрации вы можете ознакомиться в статье "НИС «Asl Belgisi» — Как зарегистрироваться в системе?" или с помощью видео-урока:
Если Вы все сделали правильно, система сообщит номер вашей заявки на регистрацию. На указанными Вами адрес электронной почты придет письмо-подтверждение о получении заявки и ее номер.
По завершению регистрации в зависимости от типа вашей организации система автоматически сформирует следующие договоры:
- договор на подключение к системе маркировки (заключается один договор на все указанные Вами товарные группы, независимо от их количества);
- договор на предоставление кодов маркировки (заключается отдельный договор на каждую указанную Вами товарную группу).
После подписания договоров вам будет доступен полный функционал личного кабинета. Более подробно о возможностях личного кабинета читайте в статье “Система «Asl Belgisi»: начало работы. Как устроен личный кабинет и что делать после регистрации?”.
Шаг №2. Регистрация товаров в Реестре маркируемых товаров
Для получения кодов маркировки необходимо описать продукцию, которая будет маркироваться. Описание продукции осуществляется в Реестре маркируемых товаров.
Для того чтобы создать карточку товара в обязательном порядке необходимо иметь GTIN товара. Его предоставляет Ассоциация GS1 Uzbekistan, регистрация в которой необходима для каждого производителя. Импортеры могут использовать иностранный GTIN импортируемых товаров.
Для того чтобы перейти в Реестр маркируемых товаров:
- авторизуйтесь в системе маркировки;
- нажмите на кнопку "Реестр маркированных товаров" в левом верхнем углу экрана;
- создайте карточку товара, заполните ее и отправьте на модерацию.
Карточка со сведениями о товаре проходит модерацию (проверяется наименование товара, штрих-код, наличие сертификата соответствия, изображение товара и иные сведения о продукции). Если модерация будет успешно пройдена, карточка переходит в статус "Опубликована".
Информация о работе в Реестре маркируемых товаров описана в статьях:
РМТ: Заполнение карточки товара - Лекарственные средства
РМТ: Заполнение карточки товара - Бытовая техника
РМТ: Заполнение карточки товара - Табачные изделия
РМТ: Заполнение карточки товара - Алкогольная продукция
РМТ: Заполнение карточки товара - Пивная продукция
РМТ: Заполнение карточки товара - Вода и прохладительные напитки
Подробное описание каждого атрибута карточки товара, с разбивкой по товарным группам, доступно в разделе "Реестр маркируемых товаров". Для просмотра информации необходима регистрация/авторизация пользователя в Справочном центре ASL BELGISI.
Для этого необходимо выполнить 2 действия:
1. Пройти регистрацию
2. Активировать учетную запись, нажав на ссылку которая придет на указанный адрес электронной почты. Раздел станет доступен для просмотра
Шаг №3. Работа с лицевым счетом: заказ и оплата кодов маркировки
Чтобы нанести коды маркировки на продукцию, необходимо их заказать в личном кабинете НИС «Asl Belgisi». Заказ кодов маркировки осуществляется на платной основе для тех товарных групп, которые подлежат обязательной маркировке. Стоимость одного кода маркировки составляет 68 сумов (без учета НДС), 76 сум 16 тийин (с учетом НДС). Коды маркировки на товары, находящиеся в стадии "пилот", предоставляются бесплатно.
Для получения кодов маркировки:
- авторизуйтесь в системе маркировки;
- нажмите на кнопку "Заказ кодов" в левом верхнем углу экрана;
- создайте заказ на получение кодов маркировки, заполните его и подтвердите отправку.
Заказ на коды маркировки проходит автоматическую проверку, после чего в случае успешной проверки заказа будет сгенерировано заказанное вами количество кодов маркировки. Все коды будут сохранены в реестре кодов маркировки в статусе "Эмитирован".
С подробным процессом оформления заказа на коды маркировки можно ознакомиться в статье Оплата кодов маркировки, счет на оплату.
Шаг №4. Нанесение кода маркировки
Коды маркировки наносятся на продукцию в формате кода Data Matrix. Код маркировки должен быть нанесен таким образом, чтобы ничего не мешало его считывания.
В соответствии с правилами цифровой маркировки товаров, производитель или импортер должен:
- преобразовать коды маркировки в коды Data Matrix;
- нанести коды Data Matrix на товар (упаковку, этикетку, стикер);
- сформировать список кодов маркировки, нанесенных на товар;
- отправить в НИС «Asl Belgisi» отчет о нанесении кодов маркировки (для всех товарных групп за исключение Бытовой техники)
ШАГ №5. Ввод товаров в оборот
После нанесения кодов маркировки, необходимо ввести товары в оборот и отгрузить маркированные товары следующему участнику оборота товаров. Для этого используется электронный счет-фактура - электронный документ, который позволяет передавать права на маркированный товар другим зарегистрированным участникам оборота товара.
Более подробно о работе с электронным счет-фактурой читайте в статье “Оформление и приемка электронной счет-фактуры на отгрузку товара”. Перед процессом оформления документов ознакомьтесь с данным видео-уроком:
В личном кабинете отображаются только счета-фактуры, содержащие сведения о кодах маркировки.
Комментарии 0
Войдите в службу, чтобы оставить комментарий.