Электронная цифровая подпись или ЭЦП альтернатива физической подписи, позволяющую гарантировано подтвердить принадлежность подписи конкретной организации или человеку. Электронную цифровую подпись получают путем криптографического преобразования данных с применением сертифицированного закрытого и открытого ключа.
Правила применения электронной цифровой подписи регулируются Законом Республики Узбекистан № 562-II 11.12.2003 «Об электронной цифровой подписи».
В данной статье вы узнаете:
- Зачем нужна ЭЦП
- Какие требования предъявляются к ЭЦП
- Нужно ли получать ЭЦП иностранным компаниям для регистрации в НИС «Asl Belgisi»
- Где получить ЭЦП
- Как пользоваться ЭЦП
Зачем нужна ЭЦП
Наличие ЭЦП — обязательное условие для работы в НИС «Asl Belgisi». Электронная цифровая подпись позволяет:
- Зарегистрироваться в системе маркировки;
- Обмениваться электронной счет-фактурой;
- Вносить изменения в личный кабинет, добавлять товарные группы и другие данные.
Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи;
- сертификат ключа электронной цифровой подписи действует на момент подтверждения подлинности электронной цифровой подписи либо на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- электронная цифровая подпись используется в целях, указанных в сертификате ключа электронной цифровой подписи.
Какие требования предъявляются к ЭЦП
В первую очередь ЭЦП должна быть оформлена на юридическое лицо, так как создание и обмен электронной счет-фактурой не предусматривает использование личной ЭЦП, которая применяется для регистрации в государственных структурах Узбекистана. Согласно закону об ЭЦП (№ 562-II от 11.12.2003) сертификат ключа электронной цифровой подписи должен содержать:
- фамилию, имя, отчество физического лица — владельца закрытого ключа электронной цифровой подписи;
- наименование юридического лица, если владелец закрытого ключа электронной цифровой подписи является его представителем;
- номер и срок его действия;
- открытый ключ электронной цифровой подписи;
- наименование средств электронной цифровой подписи, с помощью которых можно использовать открытый ключ электронной цифровой подписи;
- наименование и местонахождение центра регистрации, выдавшего данный сертификат;
- сведения о целях использования электронной цифровой подписи;
- электронный адрес реестра сертификатов ключей электронных цифровых подписей.
Почему нельзя регистрироваться по личной ЭЦП
Согласно статье 13 Закона Республики Узбекистана об ЭЦП (№ 562-II от 11.12.2003):
"Сертификат ключа электронной цифровой подписи должен содержать:
- фамилию, имя, отчество физического лица — владельца закрытого ключа электронной цифровой подписи;
- наименование юридического лица, если владелец закрытого ключа электронной цифровой подписи является его представителем."
То есть, идентификация представителя юридического лица по ЭЦП осуществляется только при указании в сертификате ЭЦП наименования юридического лица.
Зарегистрироваться в НИС «Asl Belgisi» по личной ЭЦП у вас не получится, поскольку оператор системы маркировки не имеет технического и юридического доступа к персональным и налоговым данным физических лиц, и не владеет информацией о том, руководителем каких юридических лиц он является.
Нужно ли получать ЭЦП иностранным компаниям для регистрации в НИС «Asl Belgisi»?
Да, иностранным компаниями необходимо получать ЭЦП для регистрации в НИС «Asl Belgisi», так как иностранные средства криптографии не используется в данной системе.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 24.07.2021 г. № УП-6269 «О мерах по совершенствованию инфраструктуры оказания государственных услуг и расширению доступа населения к государственным услугам», начиная с 1 декабря 2021 года предусматривается доступ к электронным государственным услугам путем выдачи дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Узбекистан сертификатов ключей электронной цифровой подписи для иностранных юридических лиц.
Где получить ЭЦП?
Сертификат электронной цифровой подписи можно получить:
- лично в одном из центров государственных услуг (список центров государственных услуг представлен на сайте Агентства государственных услуг);
- онлайн на сайте удостоверяющего центра (подробная инструкция представлена на сайте Удостоверяющего центра).
Если у вас уже есть электронная цифровая подпись, оформленная на юридическое лицо, то можете использовать ее.
Как пользоваться ЭЦП
Использование ЭЦП возможно только через сертификат E-Imzo. Программное обеспечение для работы с электронной цифровой подписью "E-Imzo" и инструкции по его установке и настройке можно скачать на сайте Удостоверяющего центра.
Для установки модуля E-IMZO необходимо:
- Скачать модуль E-IMZO;
- Установить модуль с правами администратора;
- Произвести установку согласно инструкции, которая будет указана в открывшемся окне.
Более подробно об установке программного модуля читайте в статье "Программное обеспечение для работы с электронной подписью: как установить?".
Комментарии 0
Войдите в службу, чтобы оставить комментарий.